Уже довно прошла премьера экранизации романа «Статский советник» с Олегом Меньшиковым в роли Фандорин.
Представляя картину, писатель Борис Акунин приятного просмотра желать не стал. Не по угрюмости характера, а оттого, что терроризм — дело неприятное, стало быть, и фильм, ему посвященный, приятным быть не может.
Замечание это, вполне искреннее и, более того, правдивое, легло, однако, аккуратным кирпичиком в рекламную стратегию фильма. Напористый слоган, украшавший растяжку на фасаде «Пушкинского», сообщал, что игры закончились и теперь настоящий Фандорин в деле. Под играми, надо полагать, имеются в виду шахматы, а под настоящим Фандориным — Олег Меньшиков. Неизбежный спор «Турецкого гамбита» и «Статского советника» о том, как надо делать блокбастеры, как экранизировать Акунина и каким должен быть последний солдат империи, начался, так сказать, с вешалки.
Если вдруг кто запамятовал, что там стряслось у Фандорина в «Статском советнике», то это к лучшему: отказавшись от легких путей, авторы фильма не стали для завлекательности менять сюжет. Шекспира же экранизируют, хотя все точно знают, что Гамлету не жить. Впрочем, книга вышла давно и все равно совсем не все помнят, кто оказался злодеем. А вариантов много — боевая группа революционеров, убивающая царских чиновников, совершающая дерзкие экспроприации, карающая предателей, явно имеет хороший источник в службах безопасности. Первым это ощутил на себе Фандорин — назвавшись его именем, руководитель боевой группы Грин проник в охраняемый вагон, где следовал к месту службы приговоренный партией генерал, да и зарезал старика. Пережив несколько неприятных часов под арестом, Фандорин принялся за расследование.
Главным его соперником в дознании является князь Пожарский, присланный из столицы, чтобы навести порядок в Первопрестольной.
Криминал мешается с политикой, питерские копают под московского генерал-губернатора — все сплошь знакомые дела.
Кто первым отыщет Грина и его людей, тот и жизни спасет, и свое положение. Еще снимая «В движении», Филипп Янковский продемонстрировал способность просто позволять вещам быть — события и актерские работы как-то совсем ненавязчиво поддерживались сдержанной режиссурой. Все происходило словно само собой, и, за исключением бегущего по вагону электрички Хабенского, в памяти оставались скорее лица и реплики, чем художественные образы.
Как ни странно, но тогда это сработало. Сработало и сейчас. В «Статском советнике» нет ни одного интересного ракурса, оригинальной мизансцены, волнующего спецэффекта, прихотливой монтажной склейки — только умение держать правильный ритм. При вполне крупнобюджетном исполнении лаконичность киноязыка почти сериальна. Даже многообещающая сцена погони, в которой Фандорин-сан уклоняется от выстрелов убегающего бомбиста на манер ниндзя, как-то скомкана и стерта. Словно из комнаты вынесли всю мебель, освободив пространство для главных действующих лиц — Никиты Михалкова, сыгравшего Пожарского, и Меньшикова-Фандорина. Ну что тут скажешь? Злодейства Михалкова, в которых его обвиняют в области общественной жизни, гений его никак не попортили. Меньшикову по прежнему достаточно просто быть в кадре, чтобы произвести впечатление. Сцена знакомства Фандорина и Пожарского могла бы стать классикой, будь фильм полнокровней и амбициозней. Полновесные двенадцать туров вальса, устроенных двумя лучшими актерами страны, поддержанных нестыдными работами Хабенского, Оксаны Фандеры, Ефремова, Бондарчука, сольным номером сыгравшего блатного налетчика Машкова, кажется, и держат фильм, который иначе рассыпался бы от собственной сдержанности.
Однако странное дело — после окончания ленты душненькая атмосфера подполья отпускает не сразу. Бесконечная череда смертей, растекающееся лицо человека, в которое плеснули кислоты, бледное лицо монашки революции Иглы — все это продолжает тихонько копошиться в мозжечке. Что ж, Акунин и не обещал, что будет легко.
Увлекательность яркого праздника, на которую поставил «Турецкий гамбит» против увлекательности мрачноватого морока «Статского советника», — интрига довольно занятная. В качестве фокус-группы — вся страна, в качестве арбитра — бокс-офис. Исход неопределенный. Однако чувство, что есть в этом фильме пара-тройка вещей, которые дороже денег, заставляют относиться к этому состязанию с умеренным интересом.
Убедиться, что игры кончились, можно в эту субботу на телеканале "Интер".