В начале этого года ученые Калифорнийского университета, занимающиеся исследованиями человеческих реакций, выступили с громким заявлением. По их мнению, расхожая истина, что мужчина любит глазами, а женщина – ушами, в корне неверна: и те, и другие любят… носом.
Влечение друг к другу вызывает запах, аромат, который воспринимается мозгом прежде зрительных образов и вербальной информации. Если это действительно так, то, отдавая предпочтение тому или иному парфюму, вы делаете не просто важный, а жизненно важный выбор.
Мужская доминанта Впрочем, современные ученые, пытающиеся понять, как запахи влияют на поведение людей, забывают об опыте знаменитых предшественников, которые в разные эпохи совершали открытия, изменявшие представления человечества об ароматах и их роли в развитии цивилизации.
Однажды Клеопатра встречала флот своего возлюбленного Марка Антония на корабле, паруса которого были пропитаны ароматными «парфюмами»
В это трудно поверить, но мужчины стали использовать «искусственные» ароматы раньше, чем женщины. Более того: история ароматов – мужская история, в которой женщины присутствуют скорее как исключение. Примерно до IX века нашей эры человечество удовлетворяло свою потребность в прекрасных запахах цветами и пряными растениями, из которых и египтяне, и древние греки, и персы, и римляне делали гирлянды и венки. Ими украшали избранных, «отмеченных богами» сограждан – правителей, жрецов, героев войн, победителей спортивных состязаний. Так как в центре общественной жизни были именно мужчины, им и доставалось все самое «сладкое». На протяжении нескольких веков пахучие вещества были атрибутом торжественных церемоний и сакральных ритуалов: в частной жизни ароматы использовали крайне редко: это было необычайно дорого.
Клеопатра, царица Египта, была едва ли не первой женщиной, воспользовавшейся данной ей огромной властью в том числе и для того, чтобы в полной мере насладиться ароматическими прелестями древнего мира. Для нее с бескрайних просторов Римской империи везли редкие засушенные цветы – жасмин, лаванду и даже альпийские розы и орхидеи. Египтяне делали из них настойки на воде и эфирные масла: именно в Африке придумали перетирать цветки живого растения и растворять частички в масле. Эти эссенции, помещенные в расписные стеклянные сосуды, клали в гробницы фараонов и ценили куда дороже драгоценных камней и золота.
Клеопатра ни в чем не знала меры. Однажды она встречала флот своего возлюбленного Марка Антония на корабле, паруса которого были пропитаны ароматными «парфюмами» (недаром это слово образовано от латинских per (через) и fumus (дым). Оценивший неслыханную щедрость и потерявший от восторга голову, Марк Антоний (вот одно из доказательств правоты калифорнийских ученых!) навсегда отдал свое сердце египетской царице. Историки умалчивают о том, стремился ли он внушить избраннице мысль о необходимости соблюдать меру в использовании последних достижений цивилизации. Впрочем, Марк Антоний был не только бесстрашным воином, но и одним из самых элегантных мужчин своего времени.
Восток – Западу Главных, по-настоящему революционных успехов на парфюмерном поприще достигли арабы. Страсть к изучению растительного мира, а также астрономии толкала восточных мудрецов к опытам по изготовлению эссенций из растений в зависимости от стадий Луны. Экспериментируя с цветками розы в поисках панацеи от всех болезней, знаменитый Авиценна изобрел дистилляцию – способ выделения концентрированного экстракта, или «аттара», из растения. Эту технологию применяют в парфюмерной промышленности и по сей день. Нежная и прозрачная «розовая вода» Авиценны мгновенно стала одной из главных статей экспорта Востока. Ее использовали для ароматизации самых неожиданных вещей – например, зерен кофе.
Авиценна не скрывал от мировой общественности свою технологию, а потому вскоре в Европе все кому не лень делали машины для дистилляции – и не только цветочных эссенций. В XII веке во Франции появился латинский перевод книги «Аль-Хави» (IX век) другого арабского мудреца, Рхазеса, в которой была целая глава, посвященная тонкостям производства косметических средств и благотворному влиянию экстрактов растений на самочувствие и внешность человека. Как и большинство переводных книг того времени, она была доступна ученым в крупнейших библиотеках европейских аббатств в нескольких списках. То есть «только для специалистов».
К тому же в те годы Европа получила и подходящее сырье для создания косметики и парфюмерии. Так, после возвращения крестоносцев из походов в Англии была налажена торговля товарами, которые позже будут названы колониальными: в 1179 году «Гильдия перечников» (Pepperers Guild) стала поставлять к королевскому двору специи, парфюмерные ингредиенты и красители. При дворе Эдуарда I, а два века спустя – при дворах французской, итальянской, испанской короны, а также небольших европейских монархий стали работать «домашние» мастерские по производству эфирных масел и душистых водяных смесей – прообразы парфюмерных лавочек XIX века.
Добавить градус До производства парфюмерии в нынешнем понимании этого слова оставался один, но весьма существенный шаг. Он был сделан в 1370 году. Для королевы Венгерской Елизаветы местные умельцы создали так называемую венгерскую воду – первый парфюм, в который был добавлен алкоголь. История умалчивает о том, понравился ли королеве сам аромат, однако технология, которая сделала его стойким и при этом сохраняющим свои свойства, вскоре распространилась по всей Европе. Между прочим, вплоть до ХХ века творения парфюмеров не разделяли на мужские и женские: мужчины душились, как барышни, не уступая в размахе пользования ароматическими веществами царице Клеопатре. Аристократы обожали надушенные камзолы, сорочки, панталоны и перчатки. Кстати, в честь последних была названа основанная в 1656 году Гильдия производителей перчаток и парфюмерии. А Людовик XV и его фаворитка мадам де Помпадур прославились тем, что каждый день заказывали партию новых ароматов для своих апартаментов, в которых должны были благоухать не только предметы гардероба, но и мебель, и текстильная отделка стен, и даже гобелены.
Пример более сдержанного использования ароматических средств подал «демократ» Наполеон Бонапарт. Солдат и император довольствовался двумя бутылками нового немецкого изобретения – стойкой и душистой кельнской воды, исключительно фиолетового цвета, которые ему доставляли каждый месяц. Eau de Cologne, состав которой был запатентован в 1709 году братьями Фарина в Германии, представляла собой сбалансированную определенным образом смесь воды, алкоголя и растительных экстрактов, аромат которой зависел от соотношения трех ингредиентов, определяющих характер запаха и его стойкость. Наполеон предпочитал пользоваться кельнской водой по утрам, после бритья. Зная о том, что состав обладает дезинфицирующими свойствами, он обязывал военных лекарей иметь при себе небольшие бутылочки с этим средством, чтобы обрабатывать раны офицеров.
Кстати, императрица Жозефина, как говорят, любила более сильные ароматы, чем ее супруг, а потому выписывала себе розовый «одеколон», который с ее легкой руки очень скоро вошел в моду среди фрейлин. Так впервые в истории запахи стали делить на мужские и женские.